ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ  В РОССИИ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ  (конец ХIХ- начало ХХI ВВ.)»

ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (конец ХIХ- начало ХХI ВВ.)»

0 Отзывы / Add Your Review

270.00 RUB

Количество: 

дипломная работа--ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ  В РОССИИ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ  (конец ХIХ- начало ХХI ВВ.)»

выдержка из работы

 

Введение

 

Образование является одной из важнейших основ бытия народа, а в России духовное образование первично по времени возникновения и по значимости для развития отечественной культуры.

Известный богослов и педагог А. И. Осипов сказал: «понятие «образование», имея своим корнем слово «образ», указывает на целенаправленный процесс упорядочения и повышения уровня организации того, кто еще находится в состоянии некоей неоформленности, неопределенности, безобразности» [1].  Одна из важных задач образования, с его точки зрения: «дать такое направление становлению образа, которое возвело бы личность на достойный духовно-нравственный уровень, делающий ее полноценным членом Церкви и государства» [2].

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что «у Церкви и светской педагогики, по большому счету, одна задача: воспитать не только знающего и работоспособного человека, но и полноценную личность, живущую осмысленно и одухотворенно, имеющую нравственное измерение своих слов и дел, приносящую пользу не только себе, но и ближним, равно как и своему Отечеству»[3].

Современное состояние российской системы православного образования побуждает всматриваться в прошлое, чтобы изучить и переоценить исторический опыт. Особую актуальность проблема изучения истории отечественного духовного образования приобретает на фоне современной острой полемики о будущем духовной школы.

Проблемы в развитии духовного образования существуют не только в нашей стране, имеют международный масштаб. Поэтому нормы международного права гарантируют свободу обучения религии и религиозного воспитания, право религиозных организаций организовывать профессиональное образование будущих священнослужителей и религиозного персонала. Например, статья 6 Декларации о ликвидации всех форм дискриминации на основе религии или убеждений провозглашает свободу мысли, совести и религии, свободу преподавания по вопросам религии или убеждений. Статья 2 протокола № 1 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод обязывает государство в области образования и обучения уважать право родителей обеспечивать такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям [4].

В современной России отношения в сфере религиозного образования регламентируются по международным правовым нормам. Конституция Российской Федерации, Федеральные законы «Об образовании в Российской Федерации» и «О свободе совести и о религиозных объединениях» законодательно закрепляют право каждого на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими.[5]

 

 

Степень изученности проблемы.

В российском законодательстве отсутствует понятие «религиозное образование». Неудивительно, что данный термин в научной литературе трактуется неоднозначно.

С точки зрения богословия, первостепенной задачей православного духовного образования является, как утверждает А.И.Осипов: «обоснование и укрепление веры в Бога и во Христа, чтобы она из поверхностной, слепой, носящей часто смутный характер, стала зрячей и прочной, не только укрепляющей самого верующего в правильной христианской жизни, но и способной быть основой живой проповеди Евангелия Христова любому ищущему истины человеку».[6] По мнению известного богослова, главной составляющей духовного образования в Русской Православной Церкви является воспитание нового человека (Еф. 4:24), который совершенен духовно и нравственно. Это выделяет Духовное образование из общей системы гуманитарного образования, целью которого является приобретение знаний, а не духовное совершенствование.

Юрист М.О. Шахов выделяет четыре уровня религиозного образования: «во-первых, обучение религии и религиозное воспитание детей родителями или лицами, заменяющими их; во-вторых, обучение религии и религиозное воспитание последователей религиозного объединения (взрослых или детей; членов, участников религиозного объединения или собирающихся вступить в него); в-третьих, обучение религии и религиозное воспитание в учрежденных религиозными организациями образовательных учреждениях; в-четвертых, профессиональное религиозное образование будущих священнослужителей и религиозного персонала в духовных образовательных учреждениях» [7].

Культуролог Н.Е. Шафажинская разделяет категории духовности и религиозности и считает, что в представлениях многих людей они зачастую необоснованно идентифицируются. По ее мнению, духовность — «это базис и продукт культуры, проявление «человеческого в человеке», мировоззрения и личностной философии субъекта»[8]. Религиозность имеет разную степень и характер объективации, является качеством личности и выражается в интеграции религиозных представлений, переживаний сакрального характера и эмоционально-чувственных состояний, сопровождающих индивида, включенного в особые религиозные практики (таинства, обряды, ритуалы, приобщение к аскетическому религиозному опыту) конкретной религии.

 

[1] Осипов А.И. Русское духовное образование: исторический контекст и современное состояние  [электронный ресурс]. URL:  http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/osipov/russkoe-duhovnoe-obrazovanie.html (дата обращения 21.02.2018).

[2] Осипов А.И. Русское духовное образование: исторический контекст и современное состояние [электронный ресурс]. URL: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/osipov/russkoe-duhovnoe-obrazovanie.html ( дата обращения 21. 02. 2018.).

[3] Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XVII Рождественских чтений 15. 02. 2009 г. [электронный ресурс]. URL:  http://sdsmp.ru/smi/3185/ ( дата обращения 13. 03. 2018.).

[4] «Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений» (Принята 25.11.1981 Генеральной Ассамблеей ООН) из информационного банка «Международное право». Цит. по: Шахов М.О. Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации. [электронный ресурс]. URL: http://www.pravoslavie.ru/60038.html  ( дата обращения 15. 05. 2017.).

[5] Конституция Российской Федерации, Федеральные законы «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ

[6] Осипов А.И. Русское духовное образование: исторический контекст и современное состояние [электронный ресурс]. URL: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/osipov/russkoe-duhovnoe-obrazovanie.html ( дата обращения 21.02.2018.).

[7]  Шахов М.О. Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации. [электронный ресурс]. URL: http://www.pravoslavie.ru/60038.html ( дата обращения 3. 04. 2018.).

[8] Шафажинская Н.Е.  К вопросу о духовном просвещении в отечественной культуре и образовании //Вестник МГУКИ . 3(53) май-июнь.

Copyright MAXXmarketing GmbH
JoomShopping Download & Support